Положение для постоянного определения или оценки успехов в науке
В историческом очерке «Николаевская Военная Академия Генштаба» приведено «Положение для постоянного определения или оценки успехов в науке», которым следует руководствоваться при выставлении отметок учащимся.
Успехи воспитанников в науках проистекают: или от простого страдательного
понимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей;
а следовательно, и должны быть оцениваемы сколько можно приблизительно к тому
образом.
Этот всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателя от той
односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников одного и
того же курса между собою; он определяет правила для единообразного суждения в
разные времена и в разных местах.
Пять
степеней, для сего принимаемых, разграничиваются следующим образом.
1-я степень (успехи слабые)
Ученик едва
прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей,
требуемых для успеха в оной, или потому, что совершенно не радел при
наклонностях к чему-либо иному.
2-я степень
(успехи посредственные)
Ученик знает некоторые отрывки из
преподанной науки, но и те присвоил себе одною памятью. Он не проник в ее
основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия,
может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от
слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным
упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собой
те же последствия.
3-я степень (успехи удовлетворительные)
Ученик знает науку в том виде, как
она была ему преподана; он постигает даже отношения всех частей к целому в
изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя,
приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот
конец, чтобы он сблизил между собою отдаленнейшие точки; даже выученное
применяет он не иначе, как с трудом и напряжением.
На сей степени останавливаются одаренные гораздо более
памятью, нежели самомышлением, но они прилежанием своим доказывают любовь к
науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что
ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за
дальнейшими развитиями науки и применять ее в случае надобности. Притом и
размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто среди этой
даже механической работы.
4-я степень (успехи хорошие)
Ученик отчетливо знает преподанное учение; он
умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь их и легко
применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика
не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один
недостаток прилежания и упражнения препятствует таковому ученику подняться выше.
С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет
известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти
невозможно.
5-я степень (успехи отличные)
Ученик владеет наукой: весьма ясно и
определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает
самые отдаленные точки учения, с проницательностью, довольно изощренною
упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые
стороны учения, места, где сомневаться должно, и что можно возразить против
теории... Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с
пламенною любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может
подняться на такую высоту в области знания.